<< - вернуться на главную || << - вернуться к списку статей Музыка Александра
Кастальского: В 2001 г. будет отмечаться 145 лет со дня рождения и 75 лет со дня смерти русского композитора Александра Кастальского (1856-1926), эти даты уже включены в Ежегодный календарь знаменательных дат России. Но только недавно увидела свет первая и единственная монография об этом выдающемся композиторе рубежа XIX-XX веков, основоположнике "нового русского стиля" и главе национального направления в русской духовной музыке. Книга Светланы Зверевой "Александр Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба" вышла в серии "Русская духовная музыка в документах и материалах" в столичном издательстве "Вузовская книга". Написанная на основе кропотливой работы в архивах, эта монография воссоздает подлинный творческий облик Кастальского со всеми его противоречиями, заблуждениями и поисками, и оказывается, что судьба его произведений, его творческих идей была у него на родине очень непростой. Видимо, тяготение Александра Кастальского именно к духовной музыке было заложено в семье: его родители и по материнской, и по отцовской линии происходили из семей священнослужителей, а его отец Дмитрий Кастальский был священником и имел в Москве заслуженную славу замечательного проповедника. В детстве будущий композитор ни к музыке, ни к учебе особого интереса не проявлял, так и не кончив гимназического курса. Кажется, случай решил его дальнейшую судьбу: после встречи в доме отца с преподавателем Московской консерватории П.Коневым двадцатилетний Кастальский поступил в консерваторию. Следующий поворот судьбы тоже кажется случайностью: тридцатилетнего музыканта пригласили учителем фортепиано в Синодальное училище, с которым связана вся его дальнейшая судьба. Первый удачный композиторский опыт в области духовной музыки относится лишь к 1896 г., когда Кастальскому уже исполнилось сорок лет. Зато успех его духовных сочинений был ошеломляющим! Духовное сочинительство вплоть до начала нового века вышло на первый план интересов композитора. Задолго до других Кастальский дает образцы прочтения в национальном художественном духе основных песнопений центральной православной службы - литургии. На первое десятилетие нового века приходится увлечение Кастальского фольклором. Это увлечение шло со студенческих лет, и именно в фольклоре композитор начал видеть источник дальнейшего развития музыкального искусства в России. Художественную разработку фольклора Кастальский совмещал с написанием статей в защиту русского национального музыкального искусства, против безраздельного господства в России немецких теоретических и педагогических систем. Следующий этап в жизни и творчестве Кастальского связан с директорством в знаменитом Синодальном училище, с усовершенствованием его педагогических программ. Кастальский-директор оставался верен своим творческим устремлениям: в эти годы в училище поощрялась любая практическая работа по созданию научной теории национального стиля на основе фольклора и церковного искусства. Наиболее драматичен последний период жизни и творчества Кастальского, приходящийся на первое пореволюционное десятилетие. Пытаясь спасти от закрытия Синодальное училище, он идет к Луначарскому, чтобы изложить свои идеи воспитания нового поколения музыкантов-хоровиков на основе народной музыкальной культуры России (церковное пение тогда еще рассматривалось как ее составная часть). Но, найдя понимание и поддержку у большевика Луначарского, Кастальский сразу теряет многих старых друзей и почитателей его таланта, особенно из среды духовенства и творческой интеллигенции: его называют "красным профессором" и предателем. Между тем, "красного профессора" "уплотнили" (в его квартиру въехали инженер и литератор, ее приходил смотреть рабочий, отец пятерых детей). Кастальский и его семья голодали, выручала лишь помощь Рахманинова из-за рубежа. Благодаря этому "долларовому баловству", как говорил сам Кастальский, на столе иногда появлялся сыр и другие, ставшие деликатесными, продукты. Нет, Кастальский не стал "красным", просто, отдав почти всю жизнь служению национальной музыкальной идее, он был не менее последователен в ее проведении в жизнь, чем большевики в воплощении своей пресловутой формулировки "Искусство принадлежит народу". Вероятно, за нее-то и ухватился композитор, пытаясь спасти свои творческие изыскания и Синодальное училище. Но для творчества Кастальского характерна не только борьба за традицию, он всегда стремился к новаторству, что ясно прослеживается в книге Зверевой. Когда его спрашивали о любимых музыкантах, он называл новаторов в музыке - Мусоргского, Вагнера, Берлиоза. Позже он отметил молодых Прокофьева и Стравинского. Правда, его собственные новшества не всегда принимались современниками. А композитор неустанно расширял круг своих творческих поисков. Так, он создал оригинальный жанр "музыкальной реставрации", причем интересы его уже не ограничивались Россией. Цикл "Из минувших веков" стал подлинной историей мировой народной музыки. Туда вошли тетради "Китай", "Индия", "Египет", "Иудея", "Эллада", "На родине ислама", позже добавилась "Русь". В ряду историко-музыкального наследия Кастальского стоит и уникальная кантата "Стих о церковном русском пении" к 25-летнему юбилею Синодального училища, где языком былинного сказа рассказывается об истории церковной музыки. Еще одно новаторское произведение Кастальского посвящено жертвам Первой Мировой войны. Он ставит перед собой сверхсложную задачу - создать на основе католической заупокойной мессы "русский реквием", получивший название "Братское поминовение". Эта монументальная партитура должна была, по замыслу автора, включить в себя поминальные песнопения всех народов, принявших участие в войне, стать "музыкальным памятником" погибшим разных национальностей. Кастальский и здесь стремился использовать подлинные музыкальные темы каждого народа. Затруднение пришло с неожиданной стороны: композитору стало ясно, что цензурный комитет Синода не даст разрешения на издание произведения, где смешаны православные заупокойные песнопения с католическими, англиканскими, с нехристианскими похоронными мелодиями.Сознавая благородство своей задачи, Кастальский решился на такой шаг: он заменил православный церковный текст вольным "переводом" на русский язык, и ритуальное по своему замыслу произведение приняло светский характер. (Правда, потом была создана еще одна редакция "русского реквиема" для богослужений в православных храмах в виде хора "a capella" на церковнославянском языке - "Вечная память героям".) Духовную музыку Кастальский писал на протяжении всей своей жизни, даже после большевистской революции, без всякой надежды на ее исполнение. И в историю русской музыкальной культуры он вошел прежде всего как духовный композитор. После его смерти почитатели его творчества собирались организовать Общество друзей Кастальского, создать его мемориальный музей, а известный композитор и музыкальный критик Б.Асафьев хотел написать о нем книгу. Но время распорядилось по-своему: постепенно духовная музыкальная культура уходила из повседневной жизни России, и наследие Кастальского долгие годы оставалось невостребованным. Сейчас, накануне двух юбилейных дат, связанных с именем композитора, есть повод задуматься: востребована ли его музыка сегодня? Есть ли продолжатели его творческих и исследовательских поисков в области церковной музыки? В последнее десятилетие многие россияне вновь обрели веру, стали посещать православные храмы ("Именно храмы всегда и везде были предметом высоких вдохновений как в строительстве, так и в живописи и в музыке", - писал Кастальский в предисловии к курсу "История искусств" для Синодального училища). Стараниями профессиональных музыкантов и прихожан во многих храмах появились замечательные церковные хоры. Крупнейшие композиторы современной России обращались и обращаются к духовной музыке. Вспомним Эдисона Денисова, написавшего "Историю жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа" на тексты из Нового Завета и православной литургии, "Свете тихий" на литургический текст, Реквием, вокальный ансамбль "Три отрывка из Нового Завета". Радует и небольшая, недавно написанная детская молитва "Господи, помилуй!" Евгения Крылатова, исполняемая детской хоровой студией "Радость". А в издательстве "Композитор" выходит серия "Библиотека регента и хормейстера". Последняя вышедшая в ней книга В.Протопопова называется "Музыка русской литургии". Там - увы! - нет примеров из Кастальского, зато есть отрывки из Литургий Чайковского, Архангельского, Н.Черепнина и Рахманинова, который создавая свою Литургию св. Иоанна Златоуста (пример из нее приведен в книге), обращался за советами к Кастальскому: "Решаюсь беспокоить именно Вас, так как от всего сердца Вам верю и буду стараться идти по той же дороге, по которой Вы идете и которая только Вам одному и принадлежит..." ЕЛЕНА ЧЕРНОДУБРОВСКАЯ |