<< - вернуться на главную || << - вернуться к списку статей Петр Васильевич
Спасский "Русская православная община в Париже, которая в Александро-Невском соборе сохраняет и поддерживает хоровую музыку восточного обряда, заставила услышать страстный и скорбный голос молчащей Русской Церкви и миллионов верующих по ту сторону железного занавеса. В пении русского хора есть что-то мистическое, что заставляет сравнить эту группу певцов... с фресками Беато Анджелико", — так в 1962 году газета "Аввенире д'Италиа" восприняла первое выступление в Италии хора Свято-Александро-Невского Собора под управлением Петра Васильевича Спасского. Русские песнопения, писала римская "Фьере леттерариа", «выражают большую радость, нежность, кротость, и в этом заключена вера в обещание Спасителя, Который с благостной улыбкой смотрит из тишины золоченых икон... Во время исполнения маэстро П.Спасский руководил певцами только властью своих рук: белых, худых, нервных, иногда суровых и твердых, иногда успакаивающих... Пение хора, широта звучания и разлитость в воздухе голосов, низких, высоких, нежных и глубоких, к концу сливается в одно целое, настойчивое и определенное... В этой мольбе, в этой скорби и жалобе звучит душа людей, находящихся "на земле чужой"...» Это знаменитое выступление хора Свято-Александро-Невского собора состоялось осенью 1962 г. В рамках большого музыкального праздника церковного пения, проходившего в Италии в рамках "экуменического года". Концерт прошел в известном храме XV века Малатестиано, где находится известная фреска Джотто "Распятие". В концерте участвовали итальянские католические хоры и австрийские протестанские, в составе которых больше 100 певцов, и русский хор из 23 человек, который на протяжении многих лет возглавлял П.В.Спасский. Петр Васильевич Спасский родился в 1896 г. на Дону, на хуторе Караичеве станицы Гундоровской. Он был старшим сыном в семье диакона и с малых лет получил церковное воспитание, а от отца воспринял любовь к церковному пению и богослужению. Учился Петр Васильевич в Новочеркасском духовном училище, а затем в духовной семинарии, где одним из его учителей был духовный композитор архимандрит Ерхан. В 16-летнем возрасте Петр Спасский уже управлял хором на левом клиросе и организовал хоры на родном хуторе. Наступила мировая война, а затем — гражданская. В его послужном списке: 16-я сотня, студенческий батальон, 2-й Донской пулеметный полк, Донское и Атаманское военные училища, сильные контузии, награда Георгиевским крестом. После эвакуации Петр Спасский попал сначала на остров Лемнос, а затем в Болгарию, где создал полковой хор. Учась на физико-математическом факультете Софийского университета, он был избран председателем правления Общеказачьего студенческого землячества. Затем в 1924 г. П.В. Спасский получил стипендию в католическом университете в Милане, там прошел 3-летний юридический курс, там же участвовал в создании православного русского прихода и там же, в мировом центре бельканто, прошел итальянскую школу оперного пения. Со студентами университета Петр Спасский ездил в Рим и был на приеме у папы Пия XI, который ласково к нему отнесся и сказал, что ежедневно молится за страждущий русский народ. В 1927 г. П.В. Спасский был делегатом своего миланского прихода на епархиальном съезде в Париже, а вскоре совсем переселился во французскую столицу, где был назначен регентом и псаломщиком Свято-Николаевской церкви в Булони-Бийянкуре. Именно в Париже расцвела его церковная и хоровая деятельность, которой он посвятил всю оставшуюся жизнь. Церковь Св. Николая в Бийянкуре была построена в 1927 г. на добровольные пожертвования русских рабочих завода "Рено", населявших этот пригород. Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Иаков Критарев. При нем в приходе шла активная просветительная работа, проходили концерты духовной музыки, действовали церковно-певческие курсы и детская школа. Кроме хора своего прихода, П.В.Спасский руководил и детским хором при детской школе Свято-Александро-Невского собора на улице Дарю и участвовал во многих культурно-музыкальных и просветительных событиях русского Парижа. В 1931 г. Петр Васильевич женился на Таисии Васильевне, урожденной Петровой. Венчал их митрополит Евлогий, их духовный отец. Супруги Спасские совместно работали в церковно-приходских школах в Булони и при соборе на Дарю, утраивали концерты, детские елки, благотворительные вечера с участием известных артистов. Петр Спасский был классным наставником и законоучителем в русской гимназии и в четверговой школе при соборе. Прекрасный рассказчик, он увлекал учеников, повествуя о русской истории, русских обычаях, о русской старине. В год столетия со дня смерти Пушкина в Св.-Николаевском приходе был проведен "Пушкинский день", на котором выступили проф. Н.Кульман, писатели Б.Зайцев, И.Шмелев и другие. П.В. Спасский принимал участие и во всех устраиваемых под председательством Е.Ковалевского "Днях русской культуры" для молодежи и "Днях православной русской культуры" на Сергиевском подворье под покровительством митр. Евлогия. В 1936 г. настоятелем в булонскую церковь был назначен о.Александр Чекан, с которым впоследствии Спасский духовно сослужил при Свято-Александро-Невском соборе. В трудное военное время, в 1940 г., когда многие эвакуировались из Парижа, митр. Евлогий собрал оставшихся представителей духовенства и мирян и обсудил организацию помощи для голодающих при русских приходах. Среди собравшихся были еп. Иоанн, прот. Н.Сахаров, прот. И.Ктитарев, архим. Никон, игум. Мефодий, иером. Савва, о. Дмитрий Клепинин, мать Мария (Пиленко), старосты и делегаты от разных приходов. Петр Спасский докладывал о сборе средств и устройстве обедов в своем приходе. В 1943 г. церковь Св. Николая в Булони была разрушена бомбардировкой, и приходу долго пришлось ютиться на частной квартире, а потом временно — при протестанской церкви. Тогда в 1947 г. Петр Васильевич Спасский был назначен псаломщиком при Свято-Александро-Невском соборе и стал регентовать при "нижней" церкви, а в 1949 г. Он стал регентом митрополичьего хора собора. Работа была нелегкая: нужно было снова поставить хор на высший уровень, соединив прежних и новых певцов, и сберечь традиции. В этом Спасскому много помог протодиакон Николай Тихомиров, помогла и собственная духовная подготовка. Дома у П.В. Спасского было невероятное количество книг, читал он много и обладал изумительной памятью. Им были подробно изучены христианские и нехристианские религии и философские течения, что позволило ему быть опытным проповедником православия. А церковно-музыкальное служение носит поистине высокий миссионерский характер. Эта сторона личности Петра Спасского накладывала несомненный отпечаток на его руководство церковным пением. Он тщательно выбирал репертуар, внимательно относился к просьбам прихожан, стремясь не идти в разрез с их молитвенным настроением. Особую важность он придавал словам молитвы, стараясь, чтобы музыкальное настроение, получаемое от пения, было в полном согласии с текстом. С равным вниманием он исполнял и многочисленные требы: крестины, свадьбы, молебны, панихиды, отпевания. После треб часто беседовал с людьми, чтобы порадоваться с ними или их утешить. Митрополичьим хором в парижском русском кафедральном соборе П.В. Спасский руководил на протяжении 20 лет. Репертуар хора был весьма обширен и в связи с неизбежными переменами состава хора (а хор обновился целиком больше трех раз) заново изучался или же менялся. В 1953 г. фирма "Филипс" предложила регенту записать долгоиграющую пластинку с русскими церковными песнопениями. Спасский решил — и этим принципом руководился во всех своих последующих записях, — что пластинка должна сохранить литургический порядок и смысл, а не быть набором красивых, но не связанных между собой песнопений. Он выбрал песнопения литургии в порядке ее исполнения. В записи участвовал протод. Николай Тихомиров, поразивший слушателей своим прекрасным голосом, в частности при исполнении Великой ектении и многолетия. Н.Тихомирову было тогда 72 года, и эта запись осталась единственной музыкальной памятью об необыкновенном, высококультурном протодиаконе, который украшал богослужения собора в течение сорока с лишним лет. Пластинка с Божественной литургией вышла в 1954 г. и получила высшую награду Музыкальной Академии "Шарль Крос". Во французской прессе писали о "необыкновенно красочных голосах вечной России" и "строгой дисциплине хора". В русской — о том, что присуждение этой награды можно считать большой победой русской культуры и русской церковной музыки, которая все больше и больше привлекает внимание западноевропейских культурных кругов. Через два года той же фирмой была выпущена новая пластинка, которую П.В. посвятил песнопениям Великого поста и Страстной седмицы. Заканчивалась она пением "Христос воскресе"... Обе пластинки были соединены в один альбом, который также получил высшую награду ("Grand Prix du Disque") Музыкальной Академии. Со всеми другими награжденными пластинками они были замурованы в стены театра "Комеди франсез". (Эту торжественную церемонию тогда же описала "Русская мысль".) Запись эта очень широко распостранялась, была переиздана в Америке, попала и в Советский Союз, где известный регент Н.Матвеев дал ей высокую оценку. В 60-е годы американская фирма "Монитор" записала еще пять пластинок, включающих песнопения литургии и всенощной, пасхальные и рождественнские песнопения, Богородичные песнопения и панихиду. К ним нужно еще присоединить пластинку рождественных колядок. Запись была сделана при участии протод. Михаила Стороженко (ныне еп. Михаила) и с новым составом хора. Помимо граммзаписей и передач по радио, хор собора участвовал и вр многих концертах. Развитие экуменизма и интереса к православию отразились и на интересе к православному пению. Хор приглашали в католические и в протестанские храмы, он пел в лучших залах Парижа, а в 1962 г., как мы уже отметили выше, "покорил сердца итальянцев". Другое знаменательное выступление хора под руководством П.В. Спасского относится к 1966 г. Состоялось оно по случаю празднования 1000-летия монастыря на горе Сен-Мишель во Франции. Хор был приглашен дать два концерта с разными программами, и оба вечера аббатская церковь на самой вершине горы была переполнена. В программу концертов П.В. включил около 40 разных песнопений, дающих представление обо всем цикле православного богослужения. Газета "Фигаро" писала: "Слушатели особенно запомнят два незабываемых вечера, когда хор русского православного парижского собора под управлением Петра Спасского унес слушателей через пение Святой Руси к вратам рая". Незадолго до этого выступления, в 1965 г. в Свято-Александро-Невском соборе П.В. Спасского чествовали по случаю 50-летия его служения регентом. Божественную литургию и благодарственый молебен после нее совершил архиепископ Георгий в сослужении духовенства при протодиаконе Василии Дягтереве. Пело два хора: архиерейский — под управлением юбиляра, которого на молебне заменил Е.И.Евец, и финский хор из собора в Иоенсу, специально приехавший на юбилей. Юбиляру были вручены икона Вознесения от Казачьего союза, Георгиевских Кавалеров и Атаманцев и икона Прпп. Сергия и Германа Валаамских от финского хора. О. Петр Струве огласил длинный список писем и телеграмм полученных к юбилею со всего света — от духовенства, общественных организаций, хоров, регентов, артистов, композиторов и частных лиц. В 1968 г. П.В. Спасский стал болеть сердцем, но скрывал свой недуг и продолжал ревностно служить на клиросе. В апреле, в Великую среду, после богослужения, во время которого он в последний раз исполнил песнопение "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный", ему стало плохо. Его отвезли в клинику, а через месяц в дом для выздоравливающих около г. Дре, где он отошел ко Господу 30 мая, в день праздника Вознесения Христова. В связи с известными событиями "мая 68-го" въезд в Париж был запрещен, транспорта не было. Отпевание совершено было в Успенской кладбищенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа и погребение на местном русском кладбище. Отпевание совершил еп. Мефодий в сослужении прот. А.Чекана, прот. А.Ергина, прот. Н.Оболенского и протод. М.Стороженко, при пении хора в составе 26 певцов под управлением Е.И.Евеца. Перед отпеванием о. А.Чекан произнес слово о почившем перед многочисленными молящимися, которые сумели в эти трудные дни, употребляя всевозможные способы передвижения, приехать, чтобы сопроводить молитвами и пением новопреставленного чтеца Петра. Вечная ему память. НИКОЛАЙ СПАССКИЙ |