<<
- вернуться на главную || << - вернуться к
списку статей
Хвалите имя
Господне
Об
издании духовной музыки С. И.
Танеева ("Русская мысль" 1999
г.)
У музыкального наследия
Сергея Ивановича Танеева
(1856-1915), выдающегося русского
композитора, имя которого,
между прочим, стоит первым на
мраморной доске в Малом зале
Московской консерватории, где
высечены имена студентов,
получивших золотую медаль,
непростая судьба. Современники
ценили его как превосходного
пианиста, педагога (среди его
учеников — Рахманинов,
Скрябин, Кастальский,
Гречанинов и многие другие),
как блестящего знатока
полифонического стиля,
энергичного директора
Московской консерватории, но
сочинения композитора
находили рассудочными и
холодными, хотя и безупречными
в техническом отношении. И
когда Мария Вениаминовна Юдина
говорила о нем, как о
величайшем композиторе,
музыканты, в большинстве своем,
пожимали плечами. Плоды этой
односторонней оценки мы
пожинаем и сегодня: музыка
Танеева по-прежнему звучит
нечасто, а неизвестные
страницы его творчества,
например, духовные хоры, были
изданы с большим опозданием.
Начало их публикации положили
два тома хоров без
сопровождения (М.,
"Музыка", 1989, 1991), где в
обоих томах есть разделы
"Хоры, публикуемые
впервые", состоящие из
духовных сочинений
композитора. Вышедший же в 1999 г.
новый сборник "С.И.Танеев.
Духовная музыка"
(редакционно-издательский
отдел Московской
консерватории, составление
Н.И.Плотниковой) завершил эту
работу: в него включены все не
публиковавшиеся ранее
духовные сочинения Танеева.
Выход в свет этого сборника
внес ряд существенных
уточнений: так, хранящийся в
архиве Танеева и ранее
приписывавшийся ему цикл
"Венчание", оказывается,
составлен из произведений
Бортнянского и Дегтярева, а
считавшиеся утерянными
автографы трех песнопений
("Хвалите имя Господне",
"Творяй ангелы" и
"Спасение соделал еси")
были найдены профессором
Московской консерватории
В.В.Протопоповым, которому
принадлежит немалая заслуга в
том, что этот сборник увидел
свет.
Новое издание состоит из
песнопений преимущественно
знаменного распева
(представлены и несколько
песнопений киевского и
греческого распева) на самые
известные канонические тексты:
"Благослови, душе моя,
Господа", "Блажен муж",
"Хвалите имя Господне",
"Свете тихий" и другие.
Автор-составитель последнего
издания справедливо счел
необходимым поместить в конце
сборника полный указатель всех
духовных сочинений Танеева,
опубликованных за последние
годы, тем более что имеются
различные варианты одних и тех
же песнопений (например,
трехголосный "Свете
тихий" из двухтомника и его
пятиголосный вариант из
сборника Н.Ю.Плотниковой). По
указателю получается, что 17 из
27 ныне опубликованных духовных
хоров в последнем сборнике
представлены впервые.
Теперь, когда издание духовной
музыки Танеева завершено, мы
можем наконец составить полное
представление о ее месте в
русской музыкальной духовной
культуре. В предисловии к
новому изданию проф.
В.В.Протопопов подчеркивает,
что "Танеев сразу обратился
к мысли о создании цикла
песнопений для службы
всенощного бдения,
подразумевая, по-видимому,
воздействие музыки на
слушателя-молящегося
единством художественной
атмосферы..." Но первый
крупный замысел Танеева
остался незавершенным (из 12
частей написаны 6). Не был
полностью осуществлен и другой
большой замысел композитора —
цикл причастных стихов на
разные дни недели и праздники.
Почему же композитор так и не
осуществил своих замыслов? —
вот один из вопросов, который
ставит этот сборник. Известно и
то, что Танеев при жизни не
публиковал своих духовных
сочинений, хотя они
исполнялись знаменитым хором
Синодального училища и
некоторыми другими хорами (об
этом напоминает составитель).
И, наконец, почему Танеев,
обратившись к духовной музыке
совсем молодым, в 1870-е гг., уже к
1883 г. почти перестал ее писать?
В некоторых монографиях,
вышедших в 1980-е гг., то есть
относительно недавно, авторы
видят причину устранения
Танеева от написания духовной
музыки и отказа издавать ее в
его атеизме (см., например,
"Творчество Танеева"
Л.Корабельниковой, М., 1986), хотя,
возможно, авторы просто
автоматически повторяли
известную аксиому советского
времени: все выдающиеся люди —
атеисты. Что же касается такого
эрудированного музыковеда, как
Л.З.Корабельникова, то сразу
видна двойственносгь ее
позиций: защищая право на
публикацию хора "Молитва"
("совершенно неправомерно
исключать этот хор из
изданий") и справедливо
считая это нарушением
целостности цикла, она
вынуждена делать это, увы,
методами той эпохи: «В
"Молитве" заложен никоим
образом не религиозный смысл...
"Молитва", как и "По
прочтении псалма", — это,
собственно, не обращение к
Богу, а призыв к "братской
любви на земле" ». Но теперь,
когда время обязательного
атеизма ушло в прошлое, имеет
смысл взглянуть на
мировоззрение и вообще на
систему духовных ценностей
Танеева по-другому.
Современники свидетельствуют,
что Сергей Иванович
неукоснительно следовал в
жизни христианским заповедям.
А тот факт, что через всю жизнь
пронес он в душе любимейшее
стихотворение своей матери
Варвары Павловны, одно из
первых выученных в детстве, —
"По прочтении псалма"
А.С.Хомякова, воплотившееся в
конце жизни композитора в
одноименную кантату памяти
матери? А выбор сюжета для
первой кантаты — "Иоанн
Дамаскин" на стихи
А.К.Толстого? Вряд ли этот
честнейший, по словам всех его
знавших людей, человек мог
одновременно быть атеистом и
создавать кантаты, духовные
хоры, состоять членом
наблюдательного совета при
Синодальном хоре и училище,
работать в совете Общества
любителей церковного пения в
Москве и постоянно избирать
местом своего летнего отдыха
скиты и монастыри —
Черниговский скит близ
Троице-Сергиевой Лавры,
Пафнутиево-Боровский
монастырь, Свято-Никольскую
Берлюкову пустынь. На эти
особенности маршрутов летнего
отдыха Танеева обратил мое
внимание доцент Московской
консерватории М.В.Никешичев.
Но тогда почему Танеев
перестал работать в области
церковной музыки? Ответ на этот
вопрос нужно искать как в его
творческой биографии, так и в
истории развития русской
духовной музыки в XIX веке.
Именно тогда было предпринято
больше всего попыток создать
особый "русский стиль",
усилив признаки церковности и
народности в духовной музыке и
обработках народных песен.
Известно, что по
государственному заказу в
николаевскую эпоху
господствовало "немецкое"
направление, ориентированное
на протестантский хорал и
отрицавшее "итальянское"
направление конца XVIII — начала
XIХ вв. В лице же Танеева
"немецкое" направление
нашло одного из самых
последовательных противников.
Его творческие поиски 70-80-х гг.
были направлены на
переориентацию русской
духовной музыки с
протестантских на
католические полифонические
образцы. Широко известна
переписка Танеева и
Чайковского по этому вопросу
(например, письма 1881 г.), где
композитор разъясняет свою
позицию: "Мелодии
григорианские гораздо ближе к
нашим, чем мелодии хоралов с их
разделениями, с ферматами на
концах фраз и т.п. Можно
сказать, что существующей
разницы между григорианскими и
нашими мелодиями вовсе нет".
А способ обработки русских
духовных мелодий, по мнению
Танеева, возможен только один
— "с которого начинается
истинное искусство... это есть
область контрапунктической
обработки мелодий".
Вывод прост: нужно
воспользоваться всем, до чего
дошли в Европе творцы
"строгого стиля", и,
основываясь на сходстве
русских и григорианских
мелодий, "приложить их
учение к нашей музыке".
Собственно, сама эта идея была
не нова, о ней говорил еще
Глинка, а позднее о применении
строгого контрапункта к
церковным песнопениям и
народным песням в России
мечтал известный музыкальный
критик Г.Ларош. Танеев и не
скрывал, что эта идея Лароша,
высказаннпая им в статье
"Мысли о музыкальном
образовании в России" (1861)
дала направление его
деятельности.
Из переписки мы знаем, что
Чайковский не одобрял затеи
своего любимого ученика, но,
тем не менее, считал, что
попытаться воплотить свои идеи
в духовной музыке Танеев может.
Жизнь показала, что поставить
точку в этой работе ему не
удалось: поиск "нового
русского стиля" духовной
музыки завершил Кастальский. В
том, скорее всего, и кроются
причины того, что Танеев ушел
от работы над богослужебной
музыкой, что он был крайне
взыскательным художником и не
считал, что ему удалось сказать
в этой области что-то новое
после Чайковского, а потом и
после Кастальского,
Рахманинова и Гречанинова.
Именно тогда он переходит к
религиозному творчеству,
которое выходит за пределы
храма. И создает две свои
кантаты "Иоанн Дамаскин"
(1883-1884) и "По прочтении
псалма" (1912-1915), с которых
начинается, пожалуй, история
той религиозной музыки в
России, которой уже в XX веке
посвятят себя Альфред Шнитке,
София Губайдулина и многие
другие.
ЕЛЕНА ЧЕРНОДУБРОВСКАЯ
|